Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?

Устройство для зарядки аккумулятора не входит в перечень обязательного оснащения автомобиля. Однако польза его несомненна, если автовладелец самостоятельно занимается обслуживанием своей машины и стремится продлить срок службы всех ее агрегатов и добиться максимальной эффективности их работы. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?

Аккумулятор автомобильный выбрать по марке авто таблица

Ориентируемся по модели автомобиля

При выборе зарядного устройства (ЗУ) для автомобильной аккумуляторной батареи нужно ориентироваться на ее параметры, прежде всего, на емкость. Пользуясь приведенной ниже таблицей, по марке авто выберем автомобильный аккумулятор, а затем, по его параметрам будем подбирать зарядное устройство.

МодельЕмкость (Ач)Пусковой ток (А)
Lada Granta 55–62425–550
Lada X-Ray60 — 65600
Lada Vesta60 — 65600
Lada Largus70720
Lada 4х455–65600
Lada Kalina55 — 65425–530
Chevrolet Niva55 — 65600
Kia Rio 45 — 60440–640
Hyundai Solaris60 — 65500–600
Hyundai Creta60 — 65500–600
Datsun on-DO55–65500–600
Volkswagen Polo52–60450–550
Volkswagen Tiguan60–65500–600
Skoda Rapid45–65400–550
Skoda Octavia45–60420–500
Renault Duster65–75700–750
Renault Kaptur55–65500–600
Renault Sandero55–65500–600
Renault Logan52–63500–600
Toyota RAV445–90440–770
Toyota Camry60–65540–600
Nissan X-Trail60–65450–550
Nissan Qashqai70–75670–760
Mazda CX-560–70540–640
УАЗ Патриот66–75600–750

Разброс параметров объясняется тем, что одни и те же модели могут комплектоваться разными двигателями, а также допустимыми диапазонами для каждой связки «генератор-двигатель-Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?стартер». Чем больше рабочий объем двигателя, чем он массивнее, тем больший крутящий момент нужен для его раскрутки, тем более высокий требуется пусковой ток и тем выше требование к емкости аккумулятора.

Бортовые электросети всех автомобилей, приведенных в таблице, рассчитаны на напряжение 12 В. В дальнейшем будем придерживаться этого стандарта, чтобы избежать путаницы и лишних отступлений.

Типы автомобильных аккумуляторов

В автомобилях применяются аккумуляторы нескольких типов:

  • свинцово-кислотные, которые в свою очередь делятся на малосурьмянистые, кальциевые и гибридные;
  • гелевые, к которым относятся и AGM-аккумуляторы;
  • щелочные – никель-кадмиевые и никель-железные;
  • литий-ионные.

Сурьмянистые свинцово-кислотные батареи устарели и в настоящее время не используются. Главный их недостаток – интенсивное выкипание воды и снижение уровня электролита с повышением его плотности. В малосурьмянистых аккумуляторах этот недостаток существенно уменьшен, благодаря чему они требуют намного меньше внимания при эксплуатации.
Свинцово-кислотные аккумуляторы очень чувствительны к глубокому разряду. Стоит два-три раза разрядить их «в ноль», и батарею можно выбрасывать
В кальциевых АКБ испарение электролита сведено практически к нулю. Однако они чувствительны к глубокому разряду и перепадам напряжения в бортовой сети.
В гибридных АКБ на положительных электродах используются добавки сурьмы, а на отрицательных – кальция. Они выдерживают как перезаряд, так и сильный разряд. Потери электролита на испарение в них выше, чем в кальциевых, но примерно вдвое ниже, чем у малосурьмянистых.
Гелевые аккумуляторы практически не требуют обслуживания. Они заправлены малотекучим электролитом, имеющим гелевую консистенцию. В версии AGM пространство между электродами заполнено пористым материалом, который удерживает электролит от вытекания. Производители утверждают, что эти батареи можно эксплуатировать в любом положении. Аккумуляторы этого типа нужно заряжать аккуратно, не допуская перезаряда и превышения зарядного тока.
Щелочные батареи имеют ряд преимуществ по сравнению с кислотными:

  • отсутствие вредных испарений и постоянство уровня электролита;
  • более высокая удельная энергоемкость;
  • устойчивая работа при низких температурах;
  • низкий саморазряд;
  • устойчивость к перезаряду и глубокому разряду.

Литий-ионные аккумуляторы относятся к наиболее перспективным накопителям электроэнергии. Однако в автомобилях они почти не используются. Главными их недостатками являются высокая стоимость, чувствительность к температуре и невысокая удельная мощность под нагрузкой.

Как проверить аккумулятор

При эксплуатации АКБ очень важно знать его состояние. Прежде всего, не подведет ли он при очередном запуске двигателя. Диагностика аккумулятора не сложна, но для нее нужна некоторая оснастка.

Внешний осмотр

При внешнем осмотре проверяем:

  • целостность корпуса, наличие повреждений, трещин;
  • состояние выводов – не болтаются ли контакты, нет ли на них окислов;
  • нет ли сильного нагрева корпуса при работе.

Такой осмотр нужно проводить регулярно и поддерживать контакты и поверхность батареи в чистоте. Окислы, грязь на корпусе усиливают саморазряд батареи и снижают ее эффективность. Сильный нагрев может свидетельствовать о замыкании пластин

Проверка электролита

Если используется обслуживаемый аккумулятор, каких сегодня уже немного, то нужно проверить уровень электролита и его плотность.Как проверить аккумулятор Уровень проверяется тонкой стеклянной трубкой. Для этого опускаем трубку в открытую банку, до ее касания к пакету электродов. Затем затыкаем пальцем верхнее отверстие и извлекаем трубку наружу. Высота электролита в трубке показывает его уровень. Обычно электролит должен хотя бы на 5 мм покрывать пластины.

Плотность проверяется при помощи ареометра. Она изменяется в процессе разряда и заряда, а так же при испарении воды. Соответствие плотности норме нужно смотреть по инструкции к аккумулятору.

Замеряем напряжение

На клеммах заряженной и исправной АКБ без нагрузки должно быть напряжение 12,6–12,9 В. При уровне заряда 30 % напряжение падает до 12 В. Измерение проводится при неработающем двигателе и отключенных потребителях. Лучше перед замером отключить батарею от бортовой сети.
Если замер показал, например, 10,5 В, то это может быть следствием замыкания одной из банок батареи. (напряжение каждой банки – около 2,1 В) В этом случае аккумулятор лучше сразу заменить.

Проверяем работу под нагрузкой

Проверка нагрузкой необходима для оценки работоспособности АКБ. Для этого используется, так называема, нагрузочная вилка. Это комбинация вольтметра и сопротивления, которое дает нагрузку как при пуске двигателя.
Присоединяем клеммы, включаем нагрузку и засекаем время. Тест длится 5 секунд. На исправном и заряженном аккумуляторе вольтметр прибора вначале покажет нормальное напряжение – около 12,7 В, а к концу пятой секунды его показания упадут до 10,2 В. Меньшее напряжение в конце теста может означать, что аккумулятор разряжен. Если напряжение упало ниже 9 В, то лучше его поменять, не дожидаясь отказа в самый интересный момент.

Выбор ЗУ: общие положенияЗарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?

Вот мы и подошли вплотную к решению вопроса, зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?. При выборе, как уже упоминалось в начале статьи, нужно учитывать емкость батареи. Нормальная зарядка АКБ производится током, составляющим 10 % численного значения емкости батареи в Ампер-часах. То есть, для зарядки аккумулятора емкостью 45 Ач нужно установить ток 4,5 А, а при емкости 65 Ач нужен ток 6,5 А.
Дешевые модели зарядных устройств могут выдавать фиксированный ток, без возможности его регулировки. Такое устройство можно использовать для аккумулятора только одной определенной емкости. Лучше все же иметь возможность регулировать ток зарядки и выбрать устройство с регулятором и контрольным амперметром.

Типы ЗУ

По своей конструкции зарядные устройства делятся на трансформаторные и инверторные. Трансформаторные сегодня уже относят к устаревшей технологии, но они дешевы, просты и надежны. По сути это связка из трансформатора и выпрямителя, к которой добавлен регулятор тока и амперметр.
Инверторные ЗУ – это импульсные преобразователи. Они выдают выходное напряжение в виде последовательности импульсов, которые сглаживаются дросселем или инерционностью потребителя тока, в нашем случае аккумулятора. Импульсные инверторы построены на полупроводниковых элементах. Они легки и компактны, имеют более высокий КПД и, как правило, могут выполнять некоторые дополнительные функции.
Инверторные устройства существенно дороже трансформаторных, но с учетом дополнительных возможностей, которые дает электроника, увеличение цены уже не кажется излишней.

Режимы зарядки и дополнительные возможности

Если мы выбираем зарядку для автомобильного аккумулятора в целях профилактики и поддержания его рабочего режима, то можно ограничиться простым устройством, которое просто поддерживает заданный ток.
Однако нужно учитывать, что самые простые трансформаторные ЗУ не способны самостоятельно регулировать ток заряда, поэтому за их работой нужно следить. При постоянном напряжении сила тока в конце зарядки снижается, поэтому нужно отслеживать показания амперметра и подстраивать прибор, чтобы заряд был полным.
Автоматические зарядные устройства с электронным управлением самостоятельно определяют оптимальный ток в каждый момент и поддерживают его, а после полной зарядки аккумулятора отключаются. Это – несомненное достоинство таких устройств, поскольку они не допускают чрезмерного заряда АКБ. Это особенно важно для гелевых и AGM-аккумуляторов
Автоматические ЗУ могут иметь и другие функции, Например:

  • зарядка из состояния глубокого разряда;
  • режим температурной компенсации для зарядки при низких температурах;
  • десульфатация пластин.

Если аккумулятор очень сильно разрядился, зарядить его в штатном режиме невозможно. «Зарядник» с функцией восстановления после глубокого разряда позволяет восстановить работоспособность батареи.
Если аккумулятор был долго разряжен, происходит сульфатация его электродов, в результате чего он теряет способность нормально заряжаться. Специальный режим десульфатации удаляет соли с пластин, восстанавливает нормальный состав электролита и возвращает батарею в рабочее состояние.
В обычных условиях автомобильные аккумуляторы нельзя заряжать при температуре ниже 50С. Зарядное устройство с режимом температурной компенсации позволяет обойти это ограничение и заряжать батарею в холодное время.

Зарядка и запуск

Стационарную электросеть можно использовать не только для зарядки АКБ, но и для запуска двигателя. Эта возможность особенно полезна зимой. Она позволяет избавить автомобильный аккумулятор от пиковых нагрузок, особенно тяжелых для него при низкой температуре.
Для запуска от сети существуют пускозарядные устройства (ПЗУ), в которых соединены функции питания стартера и зарядки аккумулятора. От обычных «зарядников» эти устройства отличаются способностью выдавать высокий ток с напряжением 12 В. Пусковые токи достигают 400 – 700 А, и это предусмотрено конструкцией ПЗУ. В режиме зарядки эти приборы работают так же, как и обычные зарядные устройства, и предоставляют те же возможности.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать? Резюме

Итак, мы выяснили основные критерии выбора зарядного устройства.

  • Выходной ток зарядного устройства должен соответствовать емкости аккумулятора.
  • Для свинцово-кислотных АКБ подходит любое ЗУ, лишь бы оно выдавало требуемый ток.
  • Для гелевого и AGM-аккумулятора лучше предпочесть устройство с автоматическим контролем заряда.
  • Если аккумулятор эксплуатируется в жестких условиях, при низких температурах, с вероятностью сильного разряда, лучше взять «зарядник» с функциями, позволяющими «вытащить» батарею из нештатных состояний.
  • Для зимней эксплуатации, при частых пусках будет полезно пускозарядное устройство.

«Разложив по полочкам» функциональные требования к зарядному устройству, можно выбирать конкретный прибор.

0
Поделиться в соцсетях

Комментарии:

Оставьте комментарий

11 комментариев “Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать?”